МБДОУ "Детский сад № 23" АГО
Вторник, 14.08.2018, 17:03
Меню сайта

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Август 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Наш опрос
Вам понравился наш сайт?
Всего ответов: 44

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Добрый день, уважаемые родители!

    Весна! В детском саду это очень насыщенная эмоциями и переживаниями пора – подготовительная группа готовится к торжественному прощанию с детским садом, а коллектив педагогов с особым ожиданием и волнением ждет ребят, которые придут на смену выпускникам.

    В связи с этим – есть вероятность двух вопросов возникающих у родителей к психологу:

    1. «Психологическая» готовность ребенка к школе.
    2. Адаптация к детскому саду.

    Сегодня предлагаю вашему вниманию информацию на тему: «Идем в детский сад».

    Кто виноват в том, что детям не нравится ходить в детский сад? Воспитатели винят родителей: мол, не подготовили детей, - а родители кивают на воспитателей: не умеют найти правильного подхода… В известной мере правы обе стороны. Попробуем взглянуть на дело с позиции своего рода третейского судьи, оперируя собственными наблюдениями и результатами опроса как воспитателей, так и родителей.

    По тому, как дети приспосабливаются к садику, их можно разделить на три основные группы.

    Первая группа – дети, которые реагируют на перемену обстановки нервным срывом, к этому еще прибавляются и простудные заболевания. Это наиболее неблагоприятный вариант. Но постепенно все может уладиться, и это во многом зависит от обстановки дома.

    Во вторую группу попадают дети без нервных расстройств – они в детском саду «всего лишь» начинают часто болеть. Еще бы, происходит «обмен» всевозможными инфекциями. Подобную «прививку» могут выдержать не все дети – у многих начинаются ОРЗ и прочие неприятности.

    Наконец, почти половина детей составляет самую благополучную группу – они посещают садик без особых потерь, более или менее с желанием.

    Обычно период адаптации составляет три- четыре недели. Если время прошло, а ребенок не привык к детскому саду, то надо задуматься и приглядеться, что его беспокоит, отчего он такой капризный и раздражительный.

    До садика все дети, так или иначе, привыкли к определенному устоявшемуся режиму дня (или – увы! – его отсутствию), стилю отношений в семье и занимают собственную позицию в этих отношениях. Подобный консерватизм не отклонение от нормы, скорее наоборот, свидетельствует об устойчивости «Я», его цельности. И чтобы не было неприятностей в садике, молодые родители должны заранее ознакомиться с его режимом.

    Для взрослых мы, безусловно, признаем разность темпераментов, различных характеров, но с такой же безусловностью воюем с детьми, когда они ведут себя «по своему». А ведь очевидно: холерикам и флегматикам сложнее адаптироваться к детскому саду, чем более уравновешенным, в меру подвижным и в меру медлительным сангвиникам. Холерики, особенно мальчики, нелегко переносят недостаток активности и движения в детском саду, где идеалом, порой, оказывается тщательный порядок и где не в меру принципиальные воспитатели делают бесчисленные замечания. Но труднее всего приходится медлительным детям: их без конца подгоняют,торопят, ругают, раз они не поспевают за общим темпом еды, сна и одевания.

    Если подобная компания по искоренению непоседливости или медлительности поддерживается и дома, то опасность невротического стресса становится реальной. Может быть и так, что приструненный в детском саду ребенок «расходится», перевозбуждается дома. В этом случае даже терпеливые родители могут выйти из себя и обрушить на него свой гнев. А ведь он ни в чем не виноват! Скорее уж они генетически «виноваты» сами, что у него такой темперамент….. Поэтому лучшее, что можно сделать – потерпеть самим и дать возможность ребенку выплеснуть в подвижных, шумных, экспрессивных играх свое накопившееся нервно – психическое напряжение. А детям с флегматическим темпераментом надо дать возможность побыть наедине с собой, чтобы полностью прийти в себя.

    Легче адаптируются дети общительных, контактных родителей, которые в детстве сами не испытывали проблем с детским садом. Подтверждается и обратная картина: если оба родителя не отличаются общительностью, ребенок не особенно тянется к сверстникам и предпочитает играть один.

    Тогда, если есть возможность, лучше всего подождать с детским садом общего типа до четырех лет или отдать его в игровую группу детского центра. И не стремиться выбирать группу, где «в порядке ускорения», учат малыша иностранному языку и музыке в ущерб играм, общению, эмоциональному развитию.
    Приспособление к детскому саду может осложниться из-за таких (по мнению взрослых!) мелочей, как отсутствие любимой игрушки, с которой привык играть и засыпать ребенок, подушки, признаваемой вредной в некоторых детских садах, отсутствие «своего» места за столом и т. д. Стоит за несколько дней до поступления в садик познакомить с ним ребенка: показать игровую комнату, спальню, игрушки, продемонстрировать, как удобно мыть руки, сидеть за детским столиком, лазать по шведской стенке и т. д. Это «первое свидание» непременно должно быть окрашено теплым, участливым вниманием к новичку, уверенностью в его положительных качествах, умениях и знаниях и в том, что он со всеми новыми заботами непременно справится и будет чувствовать себя в садике как дома.

    «Болевыми точками» для ребенка, поступившего в детсад, часто являются сон и еда. Действительно, в любой группе оказываются, по крайней мере, несколько детей, которые уже не спят днем. Или не было заведено такого порядка дома, или же, напротив, в семье принуждали спать, несмотря на нежелание или невозможность заснуть. И теперь они пользуются любым случаем,чтобы не спать в группе.
    Чаще всего сон малыша нарушен из-за неблагополучия нервной системы. При ее органических нарушениях сон изменен с самого начала жизни: крайне беспокоен,прерывист, ребенок словно путает день и ночь. Еще более частый источник нарушения сна - невропатия. Сон в этом случае также беспокойный, но более продолжительный, нет и изменения суточного биоритма. Такие дети рано отказываются спать днем: уже в два-три года дневной сон для них - проблема. Правда, они вначале восполняют недостающие часы сна ночью, но в дальнейшем продолжительность сна меньше, чем у обычных детей.

    Типичная картина в детском саду: нервный ребенок не спит, мешает другим и засыпает, в лучшем случае, перед окончанием «тихого часа». А когда его начинают будить, он капризничает и раздражается. Будить,безусловно, нужно, но ни в коем случае резко не тормошить, а подходить время от времени, гладить и говорить ласково: «Проснись!»

    Трудности могут возникнуть также из-за еды. Как и дома, тех, кто мешкает за столом, начинают стыдить,угрожать, что их не заберет мама, и чуть ли не кормят насильно. Ничего, кроме отвращения к еде, это вызвать не может. Детям надо привыкнуть к новой пище; да всегда найдутся и такие, кто не отличается аппетитом, а насильно его не вызовешь...
    Особого внимания требует психологическая атмосфера в детских группах. Вы можете сказать: это задача воспитателей, пусть они и заботятся. Отчасти вы правы. Воспитателю уже через несколько недель ясно, кто ли-
    дирует в группе, кого все любят, с кем хотят играть, а кто изолирован и отвергнут. Задача воспитателя - вовремя заметив распределение ролей в группе, незаметно сделать так, чтобы не допустить перекоса в отношени-
    ях, отвержения кого-то из детей. Демократия нужна и здесь; собственно говоря, отсюда она и начинается.

    Если воспитатель придерживается авторитарного стиля руководства, то группа быстро расслаивается на ряд подгрупп, соперничающих друг с другом. В каждой из них возрастает число изолированных и отвергнутых. Начинают преобладать, особенно у мальчиков, отношения силы и
    подчинения.

    Кто же эти дети, которые куражатся над слабыми и беззащитными, устанавливают единоличную власть в группе или являются дезорганизующим элементом? Такими могут оказаться дети органически расторможенные, возбудимые, с периодически возникающими и далеко не всегда мотивированными вспышками гнева и ярости. Причиной тому могут быть либо тяжелые родовые травмы и инфекции, либо наследственные, генетические предпосылки. Вариантов патологического поведения может быть весьма много, но объединяют их деструктивность (агрессивность, неуправляемость, расторможенность), отсутствие чувства вины, низкий эффект от воспитательных мероприятий. Обычно эти дети готовы «исправляться» прямо на глазах, они каются, просят прощения, обещают больше никогда, никогда этого не делать и... начинают все сначала. Нередко органическиеи генетически обусловленные аномалии поведения сочетаются между собой. Однако нужно помнить, что первые из них лучше поддаются направленному лечению, а вторые - скорее общим дисциплинарным воздействиям под наблюдением психоневролога.
    Кто же чаще всего оказывается страдающей стороной? Это обычно эмоционально чувствительные, впечатлительные и ранимые дети, добрые и наивные по своей натуре, не способные к агрессии и злости, нуждающие-
    ся, как никто другой, в ласке и заботе. Именно они способны заболеть неврозом в результате грубого, издергивающего отношения взрослых и сверстников. Эти дети хотят быть отзывчивыми и искренними, послушными и примерными, но так, чтобы сохранить чувство собственного достоинства. Другое дело, что все это у них далеко не всегда получается из-за повышенной ранимости, обидчивости и постепенно формирующихся под влиянием неблагоприятных обстоятельств невротических изменений: беспокойства, страхов, неуверенности в себе.
    Помочь им лучше привыкнуть к детскому саду - значит развить у них навыки общения, защиты, помочь найти место и признание в группе. Хорошо, когда этим детям чаще дают главные роли в игре, замечают их ус-
    пехи, хвалят, поддерживают в трудную минуту, защищают от тех, кто дразнит и способен на агрессию.

    Для эмоционально чувствительных детей характерна глубокая, прочная привязанность к матери. Поэтому для них тяжела даже временная разлука с матерью в начале посещения детского сада; они подавленны, не
    находят себе места. И многое в дальнейшей жизни ребенка зависит от того, как встретит его воспитательница, будет ли проявлено к нему внимание и участие. Ведь именно от ее поддержки зависит, обретет ли ребенок
    свой первый полноценный опыт жизни в коллективе или и в дальнейшем будет сторониться людей и дичиться. Человеческий фактор и здесь преобладает над всеми остальными.

    Исходя из вышеизложенного, хочется пожелать молодым родителям – подходить к началу посещения вашим ребенком детского сада ответственно, а значит – организованно и запланировано. Самим заранее прийти в детский сад, познакомиться с заведующей, воспитателями, специалистами. Договориться о предварительном посещении – знакомстве с детским садом для ребенка. Заполнить Анкету для знакомства с вами и вашим ребенком. И, самое важное обучать ребенка начальным навыкам самообслуживания: самостоятельно принимать пищу, посещать туалетную комнату, одеваться, раздеваться, складывать свои вещи, максимально приближать режим дня дома к режиму детского сада, в таком случае малышу будет намного проще адаптироваться к первому в жизни социальному учреждению.

    Желаю вам вдохновения и успехов!

    С уважением, психолог детского сада № 23 -Ахмадуллина Ольга Витальевна.

    При подготовке материала использована одноименная статья А.И. Захарова – доктора психологических наук, детского невролога, психолога и семейного психотерапевта, имеющего более чем тридцатипятилетний опыт работы с неврозами у детей и родителей.

    адаптация к детскому саду